Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Артюхов Андрей 1 мая 2004


Андрей Артюхов

Андрей делает heelflip с 3-х ступеней, начало 90-x

Фото: Наташа Лапина
Андрей Артюхов -- в прошлом один из первых спонсируемых российский скейтеров, сейчас -- лучший и, пожалуй, единственный фотограф в России, снимающий скейтбординг на западном уровне. Отвечает на вопросы ведущей рубрики "Скейт-Фото" Бобылевой Любы "Акуляки".

Чем, по-твоему, фотограф-профессионал отличается от фотографа-любителя?

Фотограф-профессионал отличается от фотографа-любителя тем, что когда он идет фотографировать, он в принципе знает, каким будет конечный результат, он может быть уверен в нем процентов на 80-90%, в независимости на что он снимает: на пленку или на цифру. Я считаю, что фотограф-профессионал -- это тот, кто занимается только фотографией и только этим зарабатывает себе на жизнь.

Скажи, когда ты только начинал фотографировать, ты ставил перед собой какую-нибудь цель? Например, стать профессиональным фотографом.

А я не считаю себя профессиональным фотографом, я вообще не люблю, когда меня называют фотографом.

Что касается скейтборда, ради бога, я ничего против не имею, тут я не могу назвать себя никем, кроме как фотографом. А когда речь заходит о каких-то других съемках за деньги, и кто-то говорит: "Вот наш фотограф", - я стесняюсь, что меня так называют. Я очень критично отношусь к себе и своим съемкам. Когда я прихожу в какие-то места, где кто-то снимает постоянно, и я вижу людей, их тусовку, у них свой мир, они знают как это снимать. Тогда мне кажется, что они снимают лучше, чем я, и когда меня представляют фотографом, я говорю, что я не фотограф -- я пришел фотографировать.

Расскажи как ты начал фотографировать?

Я начал фотографировать, когда еще катался на скейтборде. Сначала мне было интересно заняться видеосъемками, чтобы запечатлеть то, что делал я и мои друзья -- Денис Мархасин "Туркмен" и Паша Сорокин. Это был 90-й или 91-й год. Фотографировала это все тогда только Наташа Лапина, которая постоянно тусовалась и снимала нас. Она сама не каталась, а только фотографировала. Фотография ей была очень интересна, поскольку она училась в каком-то фотографическом техникуме. Нормальной аппаратуры у нее, естественно, не было, денег ей никто не платил. Она снимала на "Зенит" с русской оптикой, потом дома все сама проявляла. И снимала она по мере своих возможностей и своего интереса.

И я смотрел на все это и мне хотелось самому попробовать, мне это было интересно. И я думал, что, может быть, у меня это тоже получится, так как я катался, знал как делаются трюки. Ведь всегда важно знать специфику того, что ты снимаешь. И я пошел купил себе такой же аппарат "Зенит", русский "фишай" зенитаровский, русскую вспышку и потихоньку начал снимать. Потом так случилось, что друзья меня привели в один журнал, и я стал сотрудничать с этим журналом, стал публиковать фотографии (чуть ли не свои первые снимки) и мне стали платить за это какие-то деньги. Тогда я понял, что на этом, оказывается, можно заработать какие-то деньги и с того момента в принципе все и началось.

Деньги для тебя стали основным толчком?

Нет, деньги были вовсе не основным толчком. Я понимал, что для того, чтобы достичь чего-то в фотографии нужно иметь немалые деньги.

Очень хорошо фотографировать, не имея денег, невозможно, потому что для того, чтобы получались крутые снимки, нужна хорошая, дорогая аппаратура.

А если у тебя ее нет, хорошо фотографировать фактически невозможно. Это мнение, конечно, субъективное. Разумеется можно очень хорошо фотографировать простым фотоаппаратом, с одним единственным объективом, но специфика спортивной фотографии в том, что она требует наличие дорогостоящей аппаратуры, потому что без нее здесь никуда не денешься.


Женя Максимов -- wallride

Насколько важны навыки фотографа, при отсутствии денег?

Ты можешь быть очень хорошим фотографом, но не имея аппаратуры, тебя легко перепрыгнет человек, который снимает хуже, но у которого есть хорошая аппаратура. Например, если у него будет лучше оптика, то, соответственно, у него будет гораздо лучше качество снимка. Если у него будет хорошая камера, цифровая или пленочная репортерская, которая снимает по 8-10 кадров в секунду он сможет снимать хорошую раскадровку. А ты с ручным фотоаппаратом, который взводится рукой, не сможешь снимать раскадровки.

Ты считаешь, раскадровка это фотография?

Раскадровка -- это, конечно, не фотография, как говорят многие, и я придерживаюсь этой же точки зрения. Но они намного интереснее тем, кто занимается скейтбордом (или другим видом активного спорта), чтобы смотреть кто, как делает трюки: чтобы было видно как человек подъезжает, как он делает трюк, как приземляется и уезжает. У тех, кто катается очень большой интерес к раскадровкам, потому что им в принципе неважно какая фотография, то есть очень многие не понимают ничего ни в качестве фотографии ни в том, что такое вообще фотография. Они понимают крутой трюк или некрутой, поэтому им интереснее посмотреть хорошую раскадровку, чем просто крутую фотографию с этим трюком, так как раскадровка более наглядна.

Что легче сделать: раскадровку или фотографию?

Сделать хорошую одиночную фотографию, я считаю, что может быть гораздо сложнее, чем раскадровку. Но в то же время хорошая раскадровка требует каких-то навыков и определенных технических возможностей, связанных с наличием определённой аппаратуры. Причем эта аппаратура довольно-таки дорогая.




Струков Алексей -- indy grab


Но ведь ты тоже не сразу начал снимать на крутой фотоаппарат. Если пока нет средств, но есть желание, ведь все равно нужно с чего-то начинать?

По поводу техники я могу сказать следующее… В принципе можно фотографировать хоть мыльницей, весь вопрос, какие перед собой ставить задачи и для чего все это делать. По большому счету, тут главное иметь желание и какие-то определенные цели. Если есть желание фотографировать, если это очень нравится, нужно просто фотографировать, не останавливаться на полпути и двигаться вперёд к намеченной цели. Если у тебя плохая аппаратура, это всего лишь вопрос времени. Я считаю, что любой человек, поставив перед собой цель научиться чему-то профессионально, по мере приобретения определённых навыков, опыта и по истечении какого-то промежутка времени, может вполне накопить на более хорошую аппаратуру.


Кирилин Андрей "Сверч" -- nosebluntslide

В фотографии всё, как в скейтбординге

Люди покупают первые тайваньские скейтборды, потом, когда они начинают кататься, им становится это интересно, они покупают себе скейтборды для нормального профессионального скейтбординга. А когда они начинают по-настоящему хорошо кататься, у них это все приходит мгновенно в негодность и своих средств не хватает на покупку новых скейтбордов. Это может быть только в том случае, если человек, как правило, очень круто катается, а если он круто катается, он получает каких-то спонсоров, которые дают ему эти доски бесплатно.

Так же и здесь -- если ты начинаешь фотографировать, то в начале ты фотографируешь совсем никак, потом у тебя начинает что-то получаться, затем ты сам себе начинаешь нравиться. После чего тебе начинает хотеться снимать ещё лучше, а в один прекрасный момент ты понимаешь, что с той аппаратурой, которая у тебя есть, еще лучше невозможно, поэтому ты копишь на новую аппаратуру, стараешься как-то на нее заработать. Покупаешь себе новую аппаратуру, и больше нет проблем. Здесь на самом деле все элементарно, как и везде -- главное поставить цель и достигнуть её.

Как начать сотрудничать с журналами?

Я считаю, что у нас начать сотрудничать с журналами сложно, потому что нет ни одного журнала, специализирующегося только на скейтборде. В России все фотографы, которые продают себя очень хорошо, они, как правило, в большинстве случаев, не очень хорошие фотографы. Либо они хорошие фотографы и хорошие менеджеры в одном флаконе. То есть тут нужно уметь себя продать. А в большинстве случаев, особенно, что касается спорта и экстремального спорта в частности, чтобы продавать свои фото в журналы в наших условиях важно быть не столько хорошим фотографом, сколько хорошим менеджером.

Я знаю массу примеров людей, которые снимают, по моему мнению, не очень хорошо, но они вместе с тем умеют себя очень хорошо позиционировать, приподнести, проехаться по чьим-то ушам и продать себя. Я в основном этим не занимаюсь, но есть определенный контингент, который только этим и живёт.


Кени Рид (Kenny Reed) -- 360 flip на "Ракете", м. ВДНХ


А для того, чтобы начать по-нормальному сотрудничать с журналами, нужно не стесняться ничего и пробовать заводить какие-то контакты. Берешь журнал, открываешь его, там есть редакционная колонка, там есть телефоны, Интернет-адреса сотрудников редакции. Берешь телефонную трубку, набираешь номер и предлагаешь себя, либо предлагаешь по Интернету. Либо приезжаешь в редакцию и предлагаешь свои фотографии. В этом нет ничего сложного. Главное объективно расценивать свои силы. Если человек считает, что у него есть что-то, что достойно публикации в журнале, то почему нет?

В каких журналах публикуются твои фотографии?

В одном футбольном журнале, но думаю это никому неинтересно. В журнале "Доски" постоянно и еще в ряде каких-то журналов, но не постоянно. Всех журналов, где публиковались мои фотографии перечислить не могу, потому что я, честно, не помню. Есть еще английский журнал KingPin про скейтборд, там публикуются, не в больших количествах, но довольно-таки регулярно, то есть сотрудничаю с ними на постоянной основе.


Глобенко Егор -- crooked grind

Еще в каких-нибудь журналах были твои фотографии?

В каких-то были.. По-моему, в каком-то французском журнале были, в Transworld Skateboarding один раз несколько маленьких фотографий, а так в принципе немного.

Что нужно для того, чтобы твои работы оказались в зарубежных журналах?

Для того, чтобы там публиковаться нужно тоже иметь какие-то контакты. То что я говорю про наши журналы, это касается и зарубежных изданий. Главное дружить с компьютером, иметь Интернет, знание языка, -- это все помогает наладить контакты с зарубежными изданиями. Без этого очень сложно, а мне, к сожалению, не хватает образования, я не знаю языка, у меня нет Интернета, и это осложняет сотрудничество с зарубежными журналами. К тому же у нас в России по сравнению с Европой или Америкой довольно низкий уровень скейтбординга, все не так развито и хуже катаются.

И европейские и американские издания российский скейтборд как таковой в больших количествах интересовать не может. Как правило, наш скейтборд интересует эти издания в виде какой-то экзотики и не чаще, чем раз в год или в 2 года.

Потому что у нас никакие райдеры не делают никаких чумовых трюков, у нас нету хотя бы известных в Европе имен, поэтому очень сложно.

Кстати, в Европе вовсе необязательно быть хорошим менеджером, если ты круто снимаешь, в отличии от России.

Как ты думаешь, почему у нас в России до сих пор нет таких скейтеров, чьи имена были бы известных хотя бы в Европе?

Потому что у нас очень плохо развита скейт-индустрия даже на сегодняшний день. У нас есть магазины, есть люди, которые занимаются торговлей скейтбордами, но вместе с ними должны быть какие-то команды профессионалов, которых у нас нету. У нас есть только разговоры о каких-то командах. Нормально катается здесь с десяток ребят, ну может чуть больше, которых можно спонсировать, остальных спонсировать не имеет смысла. Даже если есть команда, состоящая из двух человек, то какой смысл такой команды? Ради чего этих людей спонсируют?

Толком никаких соревнований у нас проводится. Возьмем прошлый год, те что проводилось один или два раза, может, конечно, и больше, это не серьезно! Соревнований нету, в этих командах нет так называемого тим-менеджера, а это необходимое звено. Потому что те, кто дают спонсорство скейтерам, не отслеживают катаются ли эти скейтеры на том оборудовании, которое они получают, или они его попросту продают и тратят эти деньги на что-то другое, не относящееся к скейтборду.

Я знаю несколько примеров, таких якобы спонсируемых профессиональных скейтеров, которым по полгода дают оборудование, а они за эти полгода один или два раза катаются или вообще не катаются, и успешно берут эти доски у спонсоров, одежду, обувь и так же успешно ее продают, и неплохо на эти деньги существуют. Конечно, может не очень хорошо об этом говорить, но с другой стороны есть какие-то талантливые ребята, которые катаются довольно-таки хорошо, хотят кататься и катаются почти каждый день. И эти самые спонсоры очень нужных именно им, а не тем, кто халтурит и наживается.


Иванов Сергей "Тело" - disaster b/s lipslide
. Сейчас Сергей считается одним из самых перспективных российских скейтеров

Для того, чтобы такой ситуации не было, и нужен командный менеджер, который отслеживает, катаются ли эти люди или не катаются, нужно им давать какие-то новые доски или не нужно. Он рассказывает об обязанностях спонсируемого скейтера, например, о том, что он должен ходить в одежде брендов только его скейтшопа.

За что отвечает менеджер команды?

Менеджер команды должен полностью отвечать за скейтеров, которых он спонсирует, это их второй отец.

Он должен организовывать фотосъемки, видео съемки, отслеживать публикации своих скейтеров в средствах массовой информации, отслеживать сюжеты, которые проходят на телевидении, отслеживать чтобы райдеры принимали участие в соревнованиях. Без таких людей индустрия скейтбординга не работает.


Тушев Александр "Дрозд" -- b/s crooked grind

Помимо этого недостаточно, чтобы какие-то люди открывали магазины и привозили сюда доски и одежду, нужно чтобы была нормальная реклама. Сейчас люди занимаются рекламой, но, по-моему мнению, средства нерационально расходуются: вкладываются в неспециализированные издания и еще не понятно куда. Намного целесообразнее сделать специализированный журнал, проводить соревнования с нормальным призовым фондом и хорошей организацией.

Мог бы ты перечислить по пунктам все то, о чем ты сказал сейчас?

Для того чтобы выйти на европейский уровень нам нужно развивать скейтборд-индустрию, а для этого требуются:

    1. Тим-менеджеры, которые будут заниматься взаимоотношениями скейтер - спонсор, спонсор - скейтер, и решать все организационные проблемы.
    2. Регулярные соревнования, с хорошей организацией, спонсорской поддержкой и денежным призовым фондом.
    3. Специализированный журнал
    4. Узко специализированные видео про скейтбординг
    5. Нужны открытые и закрытые скейтпарки, и чтобы они строились не только в Москве, но и во всей России.

Все эти вещи есть во всем мире, а у нас этого до сих пор никто не понимает. И самое обидное, что многие люди, которые у нас торгуют, не понимают, что вложив сейчас какие-то средства, можно получать через определенный срок времени хорошие деньги, улучшить продажи и развить индустрию в России.



Ссылке по теме:
- Фото на Skater.ru. Там можно найти много фотографий Андрея Артюхова
- Рисунки на рабочие столы с фотографиями Андрея Артюхова


Обсудить это в форуме Напиши мнение на форуме Skater.ru Автор и ведущий рубрики "Скейт-Фото":
Бобылева Любовь "Акуляка" (akulyaka@skater.ru)

Комментарии

comments powered by HyperComments