Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

В гостях у Jart. Ведущий скейтовый завод Европы своими глазами 1 сентября 2008

Собор Саграда Фамилия -- самое известное здание Барселоны и главная её достопримечательность. Строительство храма, начатое в 1882 году, до сих пор не завершено. Первоначальный архитектор Антонио Гауди трагически погиб, а его последователи никак не могут определиться с окончательным видом собора. Предварительной датой завершения строительства указывается 2026 г — столетие со дня смерти Гауди.
Фото: Артюхов Андрей

Когда говорят о скейтбординге в Испании, в первую очередь вспоминают о Барселоне. Несомненно, это центр как испанской, так и европейской скейтовых сцен, но помимо Барсы в этой стране ещё много городов и регионов, где скейтбординг развит и очень популярен

Одним из таких регионов является Страна Басков, особый регион на границе Испании и Франции, где живут особые люди с особым взглядом на жизнь. Оттуда происходит множество известных европейских скейтеров, например Хавьер Мендизабал (Javier Mendizabal), Иван Ривадо (Ivan Rivado), Алаин Гоикотчеа (Alain Goikoetxea), там находится множество известных мест катания и скейтпарков, там есть и собственные заводы по производству скейтбордов. Самая крупная из них фабрика Jart, одно из ведущих досочных производств Европы.

Всё началось с лотереи "Выиграй поездку на завод Jart" при поддержке российского дистрибьютора испанской фирмы, компании Evil Empire. После многочисленных отборочных этапов, продолжавшихся всю весну, были отобраны несколько счастливцев, кто мог претендовать на главный приз. В итоге, заветную путёвку в Испанию выиграла девочка из Петербурга Карина Массон. К сожалению, второй победитель не смог присоединиться к туру, так как ему было отказано в Шенгенской визе.

Вместе с Кариной на фабрику Jart снарядилась серьёзная экспедиция. Представители Evil Empire, друзья компании, скейтеры Саша Авдеев и Рома Дроздов, фотограф Андрей Артюхов, оператор Саша из Ростова-на-Дону. Программа поездки была такая: прилёт в Барселону, несколько свободных дней в этом чудо-городе, далее поездка на север Испании на завод Jart, посещение французского города Биарритц, возвращение в Барселону.

На всё про всё было около недели, так что график был плотный, но очень интересный. Поскольку большая часть группы, поехавшая в гости к Jart на скейте не катается, их распорядок дня носил более туристический характер, а вот Саша Авдеев, Рома Дроздов, Андрей Артюхов и я старались всё свободное время проводить, обкатывая бесконечные испанские споты, снимая фото и видео материал.


Авдеев Александр – nollie heelflip
Саша Авдеев в начале тура был особенно жаден до спотов. В этот день с ним сняли ещё два крутых трюка совсем на других местах катания. Рабочий nollie heelflip во время послеобеденной сиесты, когда все местные предпочитают отдыхать.
Фото: Артюхов Андрей

На протяжении всей поездки очень хорошо проявлял себя изголодавшийся по хорошим зарубежным турам "Авдей". С ним удавалось снимать по несколько трюков практически каждый день. К тому же, большинство оригинальных испанских спотов подходят под стиль катания Санька, так что он чувствовал себя на них «в своей тарелке». Рома Дроздов, долго не мог освоиться в чужой стране, так что он отставал в продуктивности от своего более опытного коллеги, но к концу тура тоже сумел показать несколько неплохих трюков.

Барселона не стареет


Столица Каталонии продолжает оставаться как центром скейтбординга, так и просто европейской Меккой туризма. Сотни тысяч людей со всего мира съезжаются туда летом, чтобы провести свои каникулы, отдохнуть, покупаться, потусоваться. Город живёт в бешеном ритме практически круглые сутки. Немалый вклад в это вносят и тысячи скейтеров, катающихся по всей Барселоне. Насмотревшись фотографий и видео, райдеры со всего мира устремляются в Барсу, чтобы самим опробовать лучшие в мире места катания.




Дроздов Роман – Ollie up to rock to fakie
Привыкший к более классическим формам препятствий Рома Дроздов долго не мог прикататься к оригинальным испанским спотам. Но ближе к концу тура и у него стали получаться трюки на конструкциях, которых не встретишь в нашей стране.
Фото: Артюхов Андрей

Скейтеры самого разного уровня: от тех, кто только недавно освоил ollie, до Про с мировым именем. Очень много скейтеров приезжает просто с компанией друзей, поснимать другу друга на любительскую камеру, покататься в своё удовольствие. Придя на любой спот, всегда встретишь скейтеров, постоянно происходит масса интересных знакомств, ну а вечером снова все пересекаются в одном из популярных у скейтеров ночных заведений типа бара Manolo или ночного клуба Fellini.

Некоторые из известных барселонских спотов были снесены или оборудованы скейтстопперами, но всё равно мест катания настолько много, что своего статуса самого большого скейтпарка на земле Барселона не теряет. Можно выйти практически на любой станции метро, и вы обязательно найдёте несколько мест катания, встречавшихся в видео.

Полиция и местные жители по-прежнему относятся к скейтерами весьма толерантно, так что лучший город для скейтбординг всё также замечателен. Прокатавшись там первые три дня, мы выдвинулись на север Испании, в направлении Страны Басков.

Другая Испания

Авдеев Александр – ollie to fakie
Город Ирун, где расположен офис Jart, провинциальный городишка во всех его проявлениях. Неторопливая размеренная жизнь, отсуствие суеты, большинство горожан среднего и старшего возраста. Не ожидал я в таком сонном царстве увидеть хороший скейтпарк. Похоже, скейтбординг в Ируне не особо популярен, так как на протяжении трёх часов вместе с нами каталось всего два человека. Скорее всего, катание на скейте, там воспрнимается как альтернатива сёрфу, пока нету больших волн. Граница Франции и Испании известный европейский сёрфовый центр. А вот в расположенном в 100 километрах отсюда Бильбао скейтеров уже достаточно.
Фото: Артюхов Андрей

В пограничный с Франции город Ирун мы отправились на трёх автомобилях. Испания очень живописная страна. Всю дорогу нам попадались пейзажи потрясающей красоты, будь то золотистые поля, грозные горные массивы, небольшие деревушки или морское побережье. Русскому человеку сразу бросается в глаза почти полное отсутствие лесов, кои в нашей стране покрывают большую часть территории. Зато что-то родное можно увидеть в небольших селениях из буквально нескольких покосившихся домишек.

Дороги в Испании идеальные, многополосные, с разделительной зоной между попутным и встречным движениями. Ехать одно удовольствие, не заснуть помогают регулярно встречающиеся пункты оплаты проезда. На первый взгляд стоимость проезда вроде бы небольшая, но терминалы оплаты встречаются настолько часто, что набегает довольно солидная сумма. За 650 км от Барселоны до Бильбао мы заплатили примерно по 50-60 Евро с машины. Бензин в Европе тоже значительно дороже, чем у нас.

Целью нашего путешествия была Страна Басков, автономный регион на севере Испании, населённый преимущественно басками. Это особый западноевропейский народ не похожий ни на одну другую нацию. Их язык тоже уникален, он непохож ни на один другой европейский язык и не относится к индоевропейской языковой группе.

Точное происхождение басков, их языка и культуры до сих пор не установлено. В состав Испании они были включены скорее по географическому признаку, чем по родству с испанским народом или их цивилизацией. Именно поэтому баски давно борются за свою независимость и хотят создать своё государство. Пожалуй, пора на этом прекратить урок географии и вернуться в скейтовое русло.

Главная цель всего тура - завод Jart находится в небольшом городке Ирун. Там же находится и головной офис компании. Место это малоизвестное и не особо примечательное, есть отели, но центром туризма город не назовёшь. Интересно, что Ирун находится на самой границе с Францией, выходя на берег моря, видно французскую территорию.


Все границы, таможни и другие формальности в Европе давно отменены, вы просто едете по дороге и попадаете в другую страну. Один раз мы пытались доехать до пляжа, но по ошибке оказались во Франции. Поняли это по табличкам на стенах домов и вывескам на магазинах.

Я всегда представлял завод по производству досок большим предприятием, чуть ли не заводом с трубами, цехами и прочими атрибутами большой фабрики. На деле всё оказалось гораздо проще и меньше. Вся линия по созданию дек умещается в одном цехе среднего размера. Всё начинается с кленового шпона, импортируемого из Канады, уложенного стопками в углу цеха.


Русская экспедиция на завод Jart: владелец магазина Boardak (г.Ростов-на Дону) и оператор тура Саша "Пин" Пинкин, Саша Авдеев, Люба (Evil Empire) с супругом Пашей Трифоновым (Сoalition), победительница конкурса "Поездка на завод Jart" Карина Массон, Дроздов Роман, Илья Никифоров (Evil Empire), Валера и Таня (друзья Evil Empire), Кирилл Коробков, Дима Бриус (Brius) Evil Empire.
Фото: Артюхов Андрей

Семь листов шпона вручную проклеивается сотрудником завода, затем прямоугольная конструкция отправляется в пресс, на котором программируется глубина конкейва и величина загибов. Через несколько минут заготовка деки достаётся назад и кладётся на просушку, которая длится около недели. После этого прямоугольник обрезается по форме доски, получившаяся дека шлифуется и полируется. Ну, и последний этап производства - это нанесение графики и упаковка в полиэтилен.

Один из руководителей Jart провёл нас с подробной экскурсией по всему заводу, показал всё от начала до конца, ответил на все интересующие вопросы. Всё производство максимально автоматизировано, рабочих минимум. Весь процесс контролируют 4-5 человек, но руководство компании настроено ввести в строй ещё больше машин, тем самым, сократив и без того небольшой коллектив рабочих.


Авдеев Александр – Bs 5-0 to fakie
Уж не знаю, где Саша в Питере научился так хорошо чувствовать все эти заезды и бэнки, но на подобных спотах он чувствовал себя в своей стихии.
Фото: Артюхов Андрей

Нам на деле показали, как работает строгий контроль качества Jart. На каждой стадии производства опытные работники завода осматривают каждую доску или заготовку и без раздумий бракуют экземпляры, не соответствующие нормативом. На каждую доску ставится серийный номер, чтобы в случае возврата можно было определить день и смену, когда она была произведена.

В общем, не смотря на небольшие размеры завода и маленький штат сотрудников, Jart очень серьёзно относится производству своей продукции и гордится своими досками. То, что парни решили не идти по общепринятому пути изготовления дек в Америке или Китае, а построили свой завод, заслуживает всяческого уважения.

La Cantera, маленький парк с большой историей

Посетить Страну Басков и не побывать в этом скейтпарке было бы просто преступлением для любого скейтера. В пригороде баскской столицы Билбао, городке Альгорта, есть небольшой с виду малоприметный скейтпарк. Но первое впечатление обманчиво, на самом деле это один из самых известных парков в мире пулового и радиусного скейтбординга.


Легендарный скейтпарк La Cantera на закате.
Фото: Артюхов Андрей

Авдеев Александр – nollie bs disaster
Ночной nollie bs disaster на самой старой части парка
Фото: Артюхов Андрей

Чтобы покататься в нём, любители transition-скейтбординга приезжают со всех концов Европы и мира, живут в палатках, а моются на пляже. Съёмки из этого парка не раз можно было видеть в самых разных видео от Anti-Hero до Element "Rise Up". Он был построен 20 лет назад и с тех пор претерпел минимальные изменения. Чувствуется, что каждый радиус и каждый копинг буквально дышит историей.

Колорита скейтпарку придаёт его расположение прямо на скале, над пляжем, на берегу океана, в полуразрушенном замке. Нам повезло, мы попали в парк на закате, вид который открывается со скалы на Атлантический океан, просто поражает своей красотой.

Из препятствий в скейтпарке почти одни радиусы, есть минимум граней и перил, но по ним почти никто не катается. Территория разделена на три части: мини-пул, пул среднего размера переходящий в большую рампу, и настоящий бассейн, полностью имитирующий реальный резервуар для воды со сверх-резкими радиусами и бетонным копингом. Всё сделано из идеального бетона, которые за 20 лет катания совсем не стал хуже.


Попадая в такие места, как скейтпарк La Cantera, понимаешь, что пуловый скейтбординг и пуловые скейтеры это отдельный мир, имеющий мало общего с уличным катанием.

Во-первых, возраст катающихся значительно выше: половине райдеров от 30 лет и старше, во-вторых, им абсолютно наплевать на бренды, современные тенденции, моду: они катаются в олд-скульных кедах, рваных штанах и грязных майка, купленных на развале, в-третьих, они могут не уметь базовых стритовых трюков типа kickflip'а, но делать такие вещи в радиусах, что волосы дыбом встают.

Невольно сам заряжаешься всей этой атмосферой, и уже охота самому побыстрее съехать в пул, начать кататься туда-сюда, попробовать проскрести подвесками по копингу.


Переполненный пляж в Биарритце, Франция. Не понимаю я прелести пляжного отдыха. Часами лежать на одном месте, будучи окружённым сотнями таких же оголённых тел, когда плотность такая, что в голову тебе упираются пятки соседа. Зачем? В мире столько всего интересного, оглянитесь по сторонам.
Фото: Артюхов Андрей

Дроздов Роман – 5-0
Весь тур Рома попадал в нелепые истории. В первый день, облокотившь об столб, получил по голове упавшим светофором. На второй день потерял на ходу гайки с обоих подвесок. Затем удивлял нас, щеголяя в +30 в кожанной куртке.
Фото: Артюхов Андрей

Большую часть времени мы провели в самом простом пуле, прикатавшись к которому, Саша Авдеев стал делать неплохие трюки на центральном радиусе. Многие местные скейтеры, для которых La Cantera давно стал вторым домом, катались так, что наша скромная компания только и успевала аплодировать очередному трюку.

Все очень дружелюбны и приветливы, находиться в такой обстановке одно удовольствие. Мы пробыли в скейтпарке до трёх часов ночи, последние два часа катаясь впятером с двумя французскими скейтерами, которые приехали в Альгорту на машине и ночевали в палатках прямо в скейтпарке.


Скейтбординг абсолютно непредсказуемо сводит людей с разных концов земли, вы можете не знать общего языка, быть не в состоянии изъясняться на словах, но будете понимать друг друга просто потому, что вы скейтеры. Совместное катание объединяет людей, которые никогда не ожидали встретить друг друга, и делает друзьями тех, кто никогда бы даже не заговорил друг с другом в обычной жизни.



Здорово, что благодаря всего лишь катанию на доске, национальные, возрастные, религиозные и другие различия отходят на второй планы, и, встречая человека со скейтом, вы в первую очередь видите в нём коллегу и друга, чем француза, австралийца или турка.

* * *

Сразу из Альгорты, мы поехали прямиком назад в Барселону. После возвращения в столицу Каталонии в нашем распоряжении было ещё несколько свободных дней. Кто-то провёл их, гуляя по городу и загорая на пляжах, кто-то осматривал достопримечательности, кто-то по максимуму катался. Андрей Артюхов и Саша Авдеев нашли массу до этого не опробованных российскими скейтерами спотов и сняли довольно много фотографий.


Коробков Кирилл – Nollie fs 5-0
Перед самым отъездом из Барселоны в Страну Басков у нас неожиданно образовалось немного свободного времени, и мы, с Сашей, Ромой и Андреем, отправились на ближайший к нашему дому спот. Когда зимой я был нам нём с Grand Muchachos, этот трюк не получался у меня ни в какую. Зато на этот раз я сделал его буквально с пары попыток. Уж не знаю стал ли я его лучше делать, или мне просто повезло.
Фото: Артюхов Андрей

Этот не совсем скейтовый тур получился очень интересным с точки зрения знакомства с Испанией, компанией Jart и испанским скейтбордингом за пределами Барселоны. К тому же подобралась приятная компания людей, так что все получили от поездки удовольствие. Спасибо Jart и Evil Empire за экскурсию на завод, которая на деле обернулась классным турне, о котором будет приятно вспоминать.

Автор: Коробков Кирилл Фотограф: Артюхов Андрей

Комментарии

comments powered by HyperComments