Скейт, скейтбординг, skate, skateboard

Опровержение Бората. Райдеры американских команд Nike SB и I-Path побывали в Казахстане и Кыргызстане 17 ноября 2008

 

Кенни Рид (Kenny Reed) – 360 flip to fakie
Катаясь тут, мы в первый раз ощутили, что находимся в Азии. Представьте себе такую картину: площадь перед вокзалом, десятки казахов, узбеков, таджиков и ещё Бог знает кого снуют туда-сюда, разгоняться на бэнк надо через две проезжих части, водители не перестают гудеть, всюду пыль и грязь, а за спиной у фотографа 20-30 наблюдателей, косящихся в сторону нащих вещей. В Америке или Европе такого не бывает.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

На девятом месте в списке десяти самых больших государств мира находится Казахстан. Несмотря на свои большие размеры, эта страна не является активной или хорошо известной на международной арене. В нашей стране её знают, потому что раньше и казахи, и мы входили в состав СССР, но вот для дальнего зарубежья Казахстан является чем-то далёким и малопонятным

Вышедший в прошлом году фильм "Борат", несмотря на всю его отвратительность и лож, отчасти способствовал подъёму интереса к Казахстану. Коснулось это и скейтового мира. С идеей организовать тур в Казахстан выступил фотограф американского журнала Skateboarder Джонатан Меринг (Jonathan Mehring), открывший в прошлом году для скейтового мира нашу Сибирь. Получив предложение поехать в Среднюю Азию с американскими скейтерами, я не раздумывал ни секунды. В дополнении к Казахстану мы решили для интереса посетить и соседний Кыргызстан.

На Земле с каждым годом остаётся все меньше и меньше мест, где бы ещё не побывали американские или европейские скейтеры. Европа и Австралия ими давно открыта, за последнее время уже неплохо были обкатаны Юго-Восточная Азия и Россия, из бывших советских республик, американцы бывали и в Украине, и в Прибалтике.

До этого тура неохваченной мировым скейтбордингом зоной оставалась Средняя Азия. К этой области относятся пять государств: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Как я уже писал выше, в двух из них мы побывали этой осенью.


Сразу было понятно, что это путешествие на любителя, и, что существуют десятки и десятки мест, куда, с точки зрения скейтбординга, можно съездить более продуктивно. Но, что может быть интереснее, чем первыми приезжать в города и страны, где никто из иностранных скейтеров никогда до тебя не катался, где самому нужно искать споты, где не существует планки скейтбординга, выше которой нужно обязательно откататься.

Первым кататься по новым граням, объяснять очумевшим детям, как делается ollie и за счёт чего подлетает скейт, ощущать, что ты приносишь скейтбординг на абсолютно новую территорию — потрясающие чувства, ради которых стоит ездить в такие туры. Ну а когда это ещё и совмещено с интересным национальным колоритом, то это вдвойне интересно.


Такой вид открывался из окон нашей квартиры в Алма-Ате. Снимок был сделан в 5 утра, только в это время можно отчётливо увидеть горы. А уже часов с 9 город окутан таким плотным смогом, что они еле заметны. Алма-Ата испытывает серьёзные трудности с экологией.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Как ни крути, у этого региона мира не лучшая репутация, и найти желающих поехать туда на скейтах не так то просто. Особенно, если ты живёшь в США, вокруг разворачивается экономический кризис, а целью твоего маршрута являются страны на другом конце земного шара. Джон подбирал коллектив более полугода.

Красота местных девушек стала одним из приятных сюрпризов этой поездки. Красавиц хватает как в Казахстане, так и в Киргизии. Многие из них напоминают китаянок, но в отличие от жительниц Китая, тут мы со всеми могли общаться и знакомиться на русском или английском языках. К тому же, из-за того, что скейтбординг в этих странах редкость, мы всегда были в центре внимания.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Многие, согласившись вначале, отказывались позднее, кому-то спонсоры не стали давать деньги под столь дорогостоящий и авантюрный проект, кто-то вообще не верил в реалистичность этой задумки и отнёсся к ней, как к шутке. К счастью, среди прорайдеров любителей приключений всегда хватало, и после бесконечной переписки, многочисленных телефонных звонков и нескольких месяцев поисков, удалось найти шестеро бравых бойцов, готовых к трехнедельной поездке в Центральную Азию.

Принять участие в туре согласились американцы Дэниел Шимицу (Daniel Shimizu), Кенни Рид (Kenny Reed), Джек Саббак (Jack Sabback), Кларк Хасслер (Clark Hassler), Тодд Джордан (Todd Jordan) и голландец Вигер ван Вагенинген (Wieger van Wageningen). Дэниэл, Кларк, Вигер и Тодд катаются за Nike SB, Кенни и Джек — за I-Path, именно эти две компании, в итоге, и выступили спонсорами трипа. По результатам поездки на американском телеканале Fuel TV выйдет репортаж, лучшие трюки ребята разберут для своих будущих видео, а в журнале Skateboarder и на нашем сайте выйдут большие статьи.

Далее предстояло выбрать маршрут. На первых стадиях его разработки у меня с Джоном ходили безумные идеи о том, чтобы начать с Казахстана, потом поехать в Кыргызстан, а оттуда в Китай до самого Пекина. Но, во-первых, в Интернете невозможно было найти информацию о том, как лучше это сделать, а, во-вторых, когда мы подсчитали примерную цену, стало ясно, что даже при поддержке Nike SB такую сумму нам не потянуть. После этого наши усилия были сосредоточены только на среднеазиатском регионе.

Было совершенно ясно, что необходимо посетить Казахстан, так как это опорная страна всего турне, а также, желательно, какое-нибудь ещё государство поблизости. Решив не мудрствовать лукаво, я и Джон остановили выбор на соседнем Кыргызстане. Правда, уже в ходе тура, мы пожалели, что не доехали до Узбекистана, но об этом позже.

Чтобы получить более полный опыт от Казахстана, было запланировано посещение, как старой столицы –- Алма-Аты, так и новой — Астаны. Конечный маршрут выглядел так: прилёт в Алматы или Алма-Ату, как мы привыкли её называть — посещение Астаны — возвращение в Алматы для проводов, уезжавшего раньше Дэниела — посещение Кыргызской столицы Бишкека –- остановка на озере Иссык-Куль — возвращение в Алматы и вылет домой. Продолжительности поездки три недели.

Алматы, Казахстан. Первое знакомство

Все мы встретились вместе уже в Алма-Ате, крупнейшем городе Казахстана, экономическом и деловом центре страны. До приезда туда наши представления об этом месте были весьма смутными и базировались в основном на немногочисленных картинках, увиденных в Интернете и статьях из путеводителя. В тоже же время, Алматы был единственным городом, откуда мы заранее имели фотографии хоть каких-то спотов. Мне удалось связаться с несколькими местными скейтерами, так что гиды по местам катания тоже нашлись.


Джек Саббак (Jack Sabback) – Varial kickflip
Это памятник около Технического Университета -- лучший скейтовый спот в Алма-Ате. По крайней мере, он необычный, кататься на нём весело, к тому же место хорошо выглядит на фото и видео. Единственная проблема, как и везде в Алма-Ате, с него гоняют. Каждый раз у вас есть минут 10-15, пока сидящие далеко охранники вас не заметят. Мы возвращались сюда раз 7-8. Последние разы настроение секьюрити было близко к взрывоопасному, дело могло дойти до драки, но всё обошлось. Охрана так и не оценила наши доводы о всей гениальности этого монумента для скейтбординга.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)


Алма-Ата со всех сторон окружёна горами, которые являются частью горной системы Тянь-Шань. Эта особенность придаёт городу особую красоту и свой колорит. Представьте себе, куда бы вы не посмотрели, вокруг возвышаются живописнейшие горные массивы, а наверху, на солнце, блестят снега. Особенно этот впечатляет людей, живущих в удалённых от гор широтах, мы относились как раз к таким.

Сам город произвёл не столь однозначное впечатление. Уж слишком он советский и не выразительный. Большая часть зданий в центре была построена во времена расцвета СССР, что хорошо заметно на их облике и прилегающих территориях. Действительно высоких современных строений в Алма-Ате немного, я бы даже сказал, их почти нет. Наверное, это и к лучшему, ведь когда аляповатые небоскрёбы штырями выпирают на фоне преобладающих в большинстве домов низкой этажности, это выглядит весьма уродски.

К тому же, в городах, сумевших сохранить свой традиционный облик намного уютнее жить. Интересно, что центральная часть города построена блоками, на американский манер. То есть всё разделено на квадраты, между которыми проходит множество параллельных и перпендикулярных улиц. В российских городах я такого не встречал, у нас градоустройства всё чаще напоминают лабиринт.

Кенни Рид (Kenny Reed) – crooked grind наверх
Когда речь зашла о поездке в Казахстан и Киргизию, Кенни был первым, кто согласился. Он уже очень давно собирался в этот регион, но не мог найти с кем поехать. Ещё 5 лет назад Рид купил путеводитель по средней Азии и изучил его от и до. После этого тура Кенни стал разговаривать на русском ещё лучше. Он был моим заместителем, когда дело доходило до перевода с русского на английский.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

А ещё, в Алма-Ате очень-очень много фонтанов, и это здорово. На сегодняшний день в городе их насчитывается 120 штук. Фонтаны вместе с разветвлённой арычной сетью играют для Алма-Аты большую роль — вместе они создают единый комплекс водоёмов и водотоков города.

К чему в Алма-Ате я привыкнуть не смог, так это к грязи и пыли. Из-за того, что город находится посреди гор, он очень плохо продувается ветрами, и вся пыль и смог подолгу зависают над Алма-Атой. Если подняться в горы, легко заметить, что над городом постоянно стоят плотные слои смога, через которые даже сложно что-нибудь разглядеть.

Если с утра пойти кататься в белой футболке и ни разу не упасть, к вечеру она всё равно будет серо-коричневой. Шкурка на новой доске пачкается моментально. К тому же, там очень сухо и с этим тоже надо свыкнуться. А вот мусора, надо отметить, довольно мало.

Все мы были несколько удивлены уровнем жизни жителей крупнейшего города Казахстана. Множество дорогих автомобилей, бутики и презентабельные рестораны по всему центру, развитая индустрия развлечений. Если не вникать в детали, судя по тому, что можно видеть на улицах, Алма-Ата живёт не хуже, чем крупнейшие российские города. Во многом этому способствуют пятые по объёму в мире запасы нефти, месторождения газа и других полезных ископаемых. Как и в России, экспорт минеральных ресурсов приносит Казахстану большие доходы, но также как и у нас, эти деньги доходят не до всех.

В советское время Казахстан отличался от других среднеазиатских республик большим процентом русского населения. С момента обретения независимости число русских жителей страны стало уменьшаться. Многие переехали в Россию или вообще в дальнее зарубежье. По словам тех, кто живёт в Казахстане давно, людей, считающих себя русскими, за последние десять лет ощутимо поубавилось. Тем не менее, русский язык вовсю используется по всей стране, хотя и казахский язык присутствует в обиходе.

Официальные вывески, а также уличные баннеры сделаны на казахском. Раз уж зашла речь о языках, то одна из вещей, которая меня удивила как в Казахстане, так и в Кыргызстане, это высокий уровень владения разговорным английским у молодёжи. Гораздо больше молодых людей там может сносно говорить на языке Шекспира и Джека Лондона, чем, например, в России. Я много путешествовал по нашей Родине с иностранцами и знаю, о чём говорю.

За пределами Москвы и Питера найти на улицах кого-нибудь, кто сможет изъясняться на английском невероятная удача, да и в столицах дела с этим обстоят не лучшим образом. В двух же среднеазиатских государствах, где мы были, американцам на английском отвечали самые разные люди, от продавщиц в продуктовых магазинах, до девчонок в клубах. Даже среди скейтеров уровень владения иностранными языками выше, чем у нас. Видимо, их молодёжь более заинтересована в знании английского, чем наша.


Вигер ван Вагенинген (Wieger van Wageningen)
Голландец Вигер сумасшедший персонаж. Хотя, судя по видео, примерно таким я его себе и представлял. Рыжий, как форма их футбольной команды, мужчина, всегда готов тусоваться, знакомиться с девушками, веселиться и высмеивать других. Вигер постоянно шутит над всем и всеми, кто находится вокруг, порой делая это настолько грубо, что люди начинают обижаться. Находясь в Казахстане, он придумал свой язык, на котором без всякого смущения обращался к местным жителям и ждал от них ответа. Выглядело это примерно так: "Аку-йоки-буки, ай вонтски картосский фритский энд ван биирский". Означало это следующее: "уважаемая официантка, я бы хотел жареную картошку и одно пиво". Примерно таким же образом Вигер выпросил у школьников удочку и начал ловить рыбу в одном из Алма-Атинских арыков.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Маршрут был таков: Алма-Ата - Астана - Алма-Ата - Бишкек - озеро Иссык-Куль, г. Каракол (Пржевальск)

Пора бы рассказать, как же обстоят дела в Алма-Ате со скейтбордингом. Скейтеры есть, но их очень мало, ничего похоже на скейтбордическую индустрию пока ещё нет, всё только начинает оформляться. Нету ни фотографов, ни операторов, ни журналов или узкоспециализированных сайтов.

Некоторое время назад в городе был филиал московского скейтшопа с одноимённым названием "Скейтшоп", но затем он закрылся. Сейчас чисто скейтового магазина нет, но есть "Prosport", торгующий и скейтами, и сноубордами, и BMX'ами. В городе катается человек от силы человек 50 , из них человек 10 на неплохом уровне.

Два скейтера произвели на меня весьма приятное впечатление. Витя Магдеев и Архат Амангельдин вполне могли бы неплохо показать себя и на российских соревнованиях. Виктор помогал нам, как в Алма-Ате, так и в Астане, куда съездил с нами просто покататься. К некоторым из его трюков не были готовы, даже именитые иностранцы. Очень здорово, что катаясь в таких сложных условиях, Витя смог достигнуть столь высокого уровня. Надеюсь, Витёк и скейтбординг ещё долго будут вместе.

Одна из главных проблем на пути развития скейтбординга в Алма-Ате — малое количество спотов и отсутствие хорошего основного места катания. Такого, каким является в Москве Парк Победы, или площадь у метро Московская в Питере.

Дэниел Шимицу (Daniel Shimizu) – Pop shove-it wallride
Pop shove-it wallride и быстрое ollie без времени на подготовку. На мой взгляд это самый сильный трюк поездки. Это как раз тот случай, когда на самом деле спот намного сложнее, чем кажется. Shove-it у Дэниела получился несколько раз, но переставить ноги на прыжок с gap'а никак не получалось. Чтобы снять всю комбинацию, пришлось приезжать на этот спот три раза. Забавно, что из-за азиатского типа лица, Шимицу несколько раз приняли за местно жителя и даже пытались заговорить с ним на казахском языке. А кто-то даже подумал, что он из Монголии.
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Скейтпарка там тоже нет. Основная тусовка катается около Казахско-Британского университета. По сути это просто большая площадка с не самым лучшим асфальтом и парочка низких, плохо скользящих граней. Кататься там скучно и прогрессировать тяжело.

Действительно больших спотов не найти, поэтому надо искать какие-то отдельно расположенные интересные препятствия, но этим почти никто не занимается. Как и в любом другом большом городе, интересные скейтерам формы и элементы архитектуры в Алма-Ате присутствуют, но положа руку на сердце, надо сказать, что это далеко не лучший город для скейтбординга. Но только ради катания, думаю, туда вряд ли кто-то поедет.

А ещё, в этом городе очень свирепая охрана и полиция. Нас гоняли с абсолютно всех мест, куда бы мы не пришли снимать трюки. Я не преувеличиваю, абсолютно со всех. Никто не ожидал таких проблем с сотрудниками правопорядка в стране, где скейтбординг настолько слабо развит. Порой удавалось договориться, где-то мы давали охранникам денег, на других спотах пару раз дело чуть не дошло до драки, так как мы возвращались туда несколько раз.


Наша компания перед отправлением в Астану. Слева направо: Джек Саббак (Jack Sabback), Кларк Хасслер (Clark Hassler), Вигер ван Вагенинген (Wieger van Wageningen), Тодд Джордан (Todd Jordan), Витя Магдеев, Дэниел Шимицу (Daniel Shimizu), Кенни Рид (Kenny Reed), оператор Марк Никлс (Мarc Nickels) и фотограф Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring).
Фото: Джонатан Мэринг (Jonathan Mehring)

Никакого интереса или уважения к тому, чем мы занимались казахские секьюрити, в основной массе своей, не проявляли. Пробыв в Алма-Ате 6 дней, мы сели на поезд и отправились в новую столицу Казахстан, город Астану. Удивительно, насколько другим оказалось это место.

Читайте во второй части:

Астана — оазис будущего посреди степи;
Дорога в Киргизию;
Есть ли споты в Бишкеке;
Посещение скотного рынка в киргизской деревне;
Возвращение в Алма-Ату.

Ссылки по теме:
Опровержение Бората. Часть 2

Комментарии

comments powered by HyperComments